Rus Holland
 
Обо мне...
Письма друзьям и близким
Полезное,женское чтиво.
Идеологический дружественные страницы.
Другие "истории" .
Голландская вкуснятина и ее рецепты.
Новости
Персонал
Энциклопедия жизни в Нидерландах
НЕвиртуальные открытки
IQ
Forum Ukraina online
Наш Питер. Рейтинг сайтов.
ПОБЕДИТЕЛИ - солдаты Великой Войны
Ozon.ru

 Итак..Джордж   Баланчин. Грузин  по рождению, петербуржец по воспитанию и американец по месту жительства, Джордж Баланчин трижды менял имя. В Петербурге его называли Георгием Баланчивадзе, в Париже, где он четыре года руководил 'Русским балетом' Сержа Дягилева, Баланчином, а в США он стал мистером Би.

И вот, пришло мое время познакомиться с голландской трактовкой его наследия.

Когда я впервые увидела на афише название постановки 'Балет и Бродвей', что-то внутри екнуло, и я поняла, это мое. Я хочу. Я пойду. Желающих составить мне компанию не нашлось. Даже моя завсегдатая культуроманка Ира, покрутила носиком и сказала, что терпеть не может Бродвейские мюзиклы, и не отважится идти на них, да еще и в местном исполнении. Мои аргументы о том, что это Баланчин (!) , а не что-либо не достойное, не убедили ее. Что ж, пойду сама. В прессе бурлили страсти об этой балетной постановке. Гвоздь сезона среди гастролеров в нашем городе. Танцует национальный балет страны. Да еще в сопровождении живого симфонического оркестра. Мы то, избалованны ( хоть этого и не ведаем) тем, что танцуют всегда под живую музыку, а везде, кроме патриархальной Российской империи ,такой роскоши уже не существует.

На всякий случай я сказала Хадассе о предстоящем действе, т.к. она тоже большой любитель балета. Но она, к сожалению, так же была чем-то занята в этот день. Что ж, значит мне суждено одной посмотреть то, что я люблю с детства .Хотя о Баланчине я больше знала по рассказам своего дедушки, а не постановкам  в театре. Его не танцевали у нас. Правда, то ,что в Нидерландах назвали инновационным балетом из 3 частей, а России давно зовется 'Вечером одноактного балета'.

Не много о самом великом хореографе.

Фраза "Буду жить до ста лет" фигурирует в книге Сергея Довлатова "Не только Бродский". Среди историй о русских эмигрантах у Довлатова есть и анекдот о том, как Баланчин не хотел писать завещание, а когда все-таки написал, то оставил брату в Грузии пару золотых часов, а все свои балеты раздарил восемнадцати любимым женщинам. Все его

балеты - это 425 сочинений. Цифра, не поддающаяся осмыслению. Это даже не 150 балетов Ролана Пети, который любит повторять, что он более плодовит, чем Пикассо. Это колоссальное наследие, из которого наиболее известны два-три названия ("Аполлон", "Хрустальный дворец" да, пожалуй, "Блудный сын"), а специалистам - несколько десятков.

Георгий Мелитонович Баланчивадзе, сын известного грузинского композитора (и брат не менее известного композитора Андрея Баланчивадзе), родился в Петербурге 9 (22) января 1904. В 1914 он поступил в Петроградское театральное училище, в 1921 окончил его и был принят в труппу петроградского Государственного театра оперы и балета (Мариинского). Став в начале 1920-х годов одним из организаторов коллектива 'Молодой балет', он ставил там свои номера, которые исполнял вместе с Т.Л.Жевержеевой (позже известной как Тамара Жева), А.Д.Даниловой, Л.А.Ивановой, Н.П.Ефимовым и др. В 1924 при содействии певца В.П.Дмитриева группа танцовщиков получила разрешение для выезда в европейское турне. Тогда же началось его сотрудничество с Дягилевым.  Он осуществил десять постановок, в том числе балет Аполлон Мусагет (музыка И.Ф.Стравинского, 1928). С этого времени началось многолетнее сотрудничество Баланчина и Стравинского. Именно Дягилев придумал для Баланчивадзе европеизированный вариант его имени - Баланчин.

В России наибольшее количество балетов Баланчина сегодня имеет в своем репертуаре Мариинский театр. В их числе Драгоценности": балет, в котором Баланчин благодарит и воспевает три школы, три страны, его вскормившие: Францию ("Изумруды") на музыку Г. Форе, Америку ("Рубины") И. Стравинского и Россию ("Бриллианты") П. Чайковского. 

 

Анекдоты, которых о Баланчине не меньше, чем о Дягилеве и Нижинском, Бродском и Барышникове, - признак того, что великий американский балетмейстер, адаптировавший русскую классику для великой и наивной в отношении балета нации, остался в нашем сознании и нашем восприятии русским эмигрантом. То есть "нашим" - несмотря на все американизмы его балетной речи. Это обстоятельство долгое время мешало ставить его балеты в России, это же обстоятельство в постперестроечное время создало культ Баланчина - великого, непостижимого, танцевать которого в силу невероятной сложности трудно, но надо. Чтобы не отстать, чтобы приобщиться к наследию, которое досталось не только любимым балеринам, но и всему миру.

Время трезвого отношения к Баланчину еще не наступило - оно придет, когда его балеты войдут в "ноги" и репертуар хотя бы десятка российских театров, а публика выучит еще пять-шесть названий. Тогда, возможно, священный трепет перед термином "неоклассика Баланчина" сменится спокойным отношением к величайшему из ремесленников XX века, который, по меткому выражению Бежара, "перенес в эру межпланетных путешествий аромат куртуазных танцев, украшавших своими гирляндами дворы Людовика ХIV и Николая II".

После смерти Дягилева (1929) труппа 'Русский балет' распалась. В 1933 Линкольн Кёрстайн пригласил Баланчина для создания Школы американского балета и труппы 'Американский балет'. С 1935 по 1938 'Американский балет' работал в нью-йоркской 'Метрополитен-опера'. В 1936 Баланчин поставил балет Убийство на Десятой авеню (Slaughter on Tenth Avenue) в составе мюзикла Роджерса и Харта На пуантах (On Your Toes), что послужило началом тенденции к серьезному танцу на Бродвее. В 1940 Баланчин стал гражданином США. В 1941 для латиноамериканских гастролей американской труппы 'Америкен балле караван' он создал два самых знаменитых своих спектакля - Балле Импириал (Ballet Imperial, на музыку Чайковского) и Кончерто барокко (Concerto Barocco, на музыку И.С.Баха). В 1944 и 1946 Баланчин сотрудничал с 'Русским балетом Монте-Карло'. Две работы Баланчина сделаны для 'Балле тиэтр' - Школа вальса (Waltz Academy, на музыку В.Риети, 1944) и Тема с вариациями (на музыку Чайковского, 1947).

В 1946 Баланчин и Кёрстайн основали труппу 'Балле сосаети', которая в 1948 стала называться 'Нью-Йорк сити балле'. В репертуаре труппы преобладали его постановки, среди которых: Орфей (музыка И.Ф.Стравинского, 1948), Блудный сын (музыка С.С.Прокофьева, 1959), Вальс (музыка М.Равеля), Шотландская симфония (на музыку Ф.Мендельсона) и Метаморфозы (на музыку П.Хиндемита, 1952), Щелкунчик и Лебединое озеро (музыка П.И.Чайковского, 1954), Square Dance (на музыку А.Вивальди и А.Корелли) и Агон (музыка И.Ф.Стравинского, 1957), Симфония Гуно и Семь смертных грехов (музыка К.Вайля, 1958), Модерн Джаз (на музыку Г.Шуллера) и Электроника (музыка Р.Гассмана и О.Сала, 1961), Дон Кихот (музыка Н.Набокова, 1965); восемь балетов для организованного труппой фестиваля Стравинского в 1972; Венские вальсы (на музыку И.Штрауса-сына, Ф.Легара и Р.Штрауса, 1977). Умер Баланчин в Нью-Йорке 30 апреля 1983.

В наши дни ни одна труппа, претендующая на лидирующие позиции в международной табели о рангах, не может обойтись без балетов Баланчина. Воспитанник русского императорского балета, большую часть жизни проживший в Нью-Йорке, он придал классической хореографии ритм ХХ века: Баланчин отменил многостраничные либретто старых балетов, на вопрос о сюжетах неустанно отвечая: "Когда на сцене мужчина и женщина, это уже история". Он любил классический силуэт балерины в пачке и диадеме, но придумал еще более захватывающие костюмы - строгие черные репетиционные купальники. Там, где Петипа требовалось четыре часа танца, Баланчин научился обходиться 30 минутами. При этом, так уплотняя текст, что количества его pas в "Кончерто барокко" могло бы хватить на целую "Спящую красавицу".

 

И вот ,долгожданный день. 27сентября. И , как это часто бывает, желания идти нет. Нет совсем. Практический заставила себя пойти. Благо, что билет был куплен мной загодя. Я впервые шла в наш городской театр на главную сцену. До этого, все как-то не приходилось. Да и все, что интересовало меня ,всегда проходило на малой сцене. Боялась, что купленные мной, самые дешевые билеты окажутся в не удачном месте. И вообще: ну не хотелось идти, и все тут. Но через 'не хочу' ,естественно, пошла.

Некое ожидание праздника началось почти у входа в театр. Я увидела много театрально -празднично одетой публики. Запахи хорошего парфюма и сигар витал по всюду. Я стала ощущать некий театральный раж ,предчувствие чего-то приятного. Ведь, тут я не избалованна  наличием настоящей театральной аудитории. Публика выросшая на церковно-хоровом пении легко и часто может посещать оперу, но балет, тут искусство для избранных. И это  я увидела воочию. Настроение поднималось само собой. По мере того, как я входила в театр и атмосферу предчувствия будущего действа.

В программе было 3 мини-балета. Первым шел ' Симфония в Си' на музыку Бизе, вторым 'Аполлон Мусагет' Стравинского и последним балет на музыку Гершвина 'Who cares?'' Я не поняла от чего они стоят не в хронологическом прядке их постановок, но ответ я нашла сама и позднее.

Удобнее усевшись в кресле, кстати, место оказалось прекрасным, я стала ждать начала. Оркестр не разыгрывался, как это принято у нас, но во круг стоял такой милый слуху театральный гул зала. И тут, меня кто-то поцеловал в щеку. Я опешила. Оглянувшись, я увидела улыбающуюся Хадассу с ее дочкой. Она, смеясь, сказала, что не могла оставить меня одну на таком спектакле, ведь надо же с кем-то поделиться 'горячими' впечатлениями и обсудить в антракте увиденное. Она уже звонила ранее мне домой, что бы сообщить о том, что составит мне компанию, но меня не застала. Странно, но я от чего-то была не очень обрадована ее неожиданным появлением. Может оттого, что заранее настроила себя на моно вечер. Не знаю: 

И вот зазвучали первые аккорды, поплыл занавес: И на сцену вышла практический вся труппа театра. Массовость ( для Голландии ) впечатляющая. Маленькая сцена  ( из за этого Мариинский балет и не давали на ней) давала эффект грандиозности действа на сцене. Правда , надо сказать, что через пару па одна из солисток упала, но на общем фоне это не было так ужасно. Сам балет очень красивый. С сложным , но не в хореографическом плане, рисунком. Требующий очень большой слаженности кордебалета . Не могу сказать, что у всех находящихся на сцене была хорошая классическая школа. А это балет на редкость красивый и классичный. Требующий хорошей традиционной школы. По этому, сразу можно было выделить выпускников советских и постсоветских балетных школ. Их 'выдавали' руки. Когда вы видите в линейке 10 балетных выполняющих одинаковые па, то наших вы узнаете моментально. Их живые руки, и выкладка. Хотя, надо отдать должное и приме театра, японской балерине Ямуко Такешима. Она работала очень хорошо.  После этого спектакля осталось какое-то легкое и приятное впечатление, как от вкусного пирожного или карамельки. Но очень приятной, во всех смыслах. Я была рада, что пришла, а не поддалась настроению.

Антракт. Время для обмена впечатлениями ,чашки чая и сигарет. Мы обе, как курильщицы, вышли на улицу покурить. Впечатления моей приятельницы были ,почти, как и мои. Красиво, кое-где технично, но нет чего-то главного. И опять не хватка чего-то неуловимого:опять не хватает души в танце. И еще, памятуя русских балетных, я помню очень хорошо с детства их вывернутые подъемы ступни. Тут их нет. Может от того, что начинают заниматься поздно, может от того, что не достаточно: Но нет их, а если у кого и есть, то это либо примы, либо наши: От чего так ?

В антракте встретила своего старинного знакомого. Завхоза из другой нашей городской театральной площадки. Милейший молодой человек. Он был со своим другом , который трудиться тут на ниве культуры в городской газете. Как только услышал, что я русская , сразу была поведана его история любви к нашему балету. Это было давно, 25 лет назад, в Москве , в Большом. Что ж, в это я охотно верю. В балете, мы даже еще и сейчас остаемся впереди планеты всей.., а тогда, и подавно:

Чай допит, пора в зал.. Второй акт. Исполняется известнейший балет 'Аполлон Мусагет'. Я видела его раз, в исполнении Барышникова. Как-то случайно увидела по каналу 'Перфоманс'. По моему, исполнитель Аполлона должен быть незаурядной личностью. Ни темперамент, ни эмоциональность, ни идеальное техническое и стилевое исполнение хореографического текста еще не создают успеха балету. Чем значительнее актерская индивидуальность танцовщика, тем глубже он постигает замысел хореографа. В баланчинском театре сейчас Питер Мартинс считается лучшим исполнителем Аполлона, но он показался мне холодноватым танцовщиком. Думаю, что Барышников был лучшим Аполлоном среди всех исполнителей этой роли. Барышников сумел станцевать не просто Бога, но Бога-творца . Все существование Аполлона-Барышникова на сцене - это было состояние художника в разные моменты творчества от вдохновенных замыслов, творческих раздумий до неистовых всплесков творческой фантазии, горения и моментов безграничной усталости. Аполлон Барышникова прекрасен - потому что он бессмертный художник. Подобной трактовки я ждала и в тот вечер. Седерик Йоганс станцевал чистенько, без помарок. Но не было бога на сцене, не было ! Были и три музы. Японка, кубинка и русская. Разные школы, разный темперамент, и получилось достаточно интересно. Мне более всех понравилась кубинка. Явственно читалась школа Алисии Алонсо. Та же страсть ,но и четкость танцевального рисунка. После этого балета зал рукоплескал. Аскетичность костюмов, очень скупая сценография и модернистский танец, это залог успеха у голландской публики. И тут я поняла от чего не было хронологии в показе балетов. Ведь Аполлон ,это один из самых страх балетов Баланчина. Когда он еще экспериментировал с танцевальным языком. Пытался найти свой стиль, точнее  свою школу и свой язык танца. Когда я приехала на Запад, я убедилась, что даже люди, знающие историю русского балета,  не понимают Баланчина.  'Баланчин привез нам вашу школу, школу русского балета!' - говорили мне, не учитывая, что 'русской' они сами называют систему обучения, созданную А. Я. Вагановой, а Баланчин принадлежал еще к той русской школе, на основании которой Ваганова и создала позднее свою систему. И т.о. то, что он пытался создать, было полным противовесом 'русской школе'. А его 'Симфония в Си', это уже зрелый спектакль, без поисков новодела. Это балет мастера, точно знающего , что есть балет, и каков его язык. И создал он его в 1947 году. По сему и нет в нем уже и пуританства в костюмах, и страха показаться архаичным в языке танца. Он просто создает шедевр! Но, по-моему, этого и побоялись постановщики данного спектакля. Ведь тогда получается, что бунтарь встал на путь 'красивостей', а это не вписывается в их концепцию хореографии Баланчина, как хореографа модерниста.

 

Антракт. Еще чай, еще беседа, еще сигарета, еще мысли:.

 

Третий ,заключительный акт. Я так ждала музыку Гершвина. Я его обожаю. Я обожаю музыкальные шоу. И я не ошиблась в своих ожиданиях. Современный танец, не требующий огромной классической подготовки, был исполнен великолепно. 'Who cares?''спектакль, поставленный в 1970 году. Но он отдает дань золотому времени Америки, 30-м годам. Все было очень достойно, и музыка и исполнение. Хотя, в предыдущих балетах чувствовалось, что нет сыгранности оркестра и труппы театра. Они были отдельно друг от друга. Но это объяснимо.  Не было совместных репетиций. А в последнем акте, на конец то, все соединилось воедино. И все бы было великолепно, если бы не один омрачивший факт. Дело в том, что в театре нет кондиционеров ( странно, но и в Питере их в старых театрах так же нет, но:).  И в зале стояла дикая духота. Вся публика обливалась струйками пота и зевала , не от скуки конечно, а не хватки кислорода. И вот во время 3 акта, одному мужчине стало так плохо, что он упал в обморок, весь мой балкон, точнее ложа бельэтажа, была встревожена и задействована по выносу его тела в фойе. Эта не приятная деталь несколько омрачила красочный и яркий спектакль: Но.. и на солнце бывают пятна.

 

Сейчас балеты Баланчина вернулись на родину балетмейстера. Их танцуют в Мариинском театре и в Большом. 'Аполлон' был перенесен на русскую сцену Патришией Нири, первой исполнительницей Терпсихоры в Америке, балет идет на сцене Мариинского театра в первоначальной, парижской редакции. Споры о том, так ли танцуют русские балеты Баланчина, как их танцуют в Америке, для меня лично не имеют смысла. Русские, особенно танцовщики Мариинского театра, танцуют балеты Баланчина намного интереснее, чем сегодняшние западные танцовщики. Современные западные исполнители балетов Баланчина сегодня превратились, на мой взгляд, в ослепительных кукол, они танцуют чересчур бездушно и механично. В русских театрах, возможно, стиль соблюден не до конца, но стиль - не стальные оковы, он - подвижные рамки. Как мы видим на примере классического наследия Петипа, постоянные стилевые и другие временные изменения в этих балетах сохраняют жизнь балетам прошлых столетий. Мне кажется, что в русских труппах начинается вторая жизнь балетов Баланчина. И дай бог нам увидеть все то, что так щедро оставил нам всем в дар великий и любвеобильный мистер Би.


 

 Copyright © rushollandmeppelink_m@yahoo.com 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3